06.10.2017

Суккот

СУККОТ
(ивр. סוכות, «Праздник кущей»)
Внешние атрибуты праздника достаточно сложны и трудоемки. Нужно выстроить особое строение – сукку. Необходимо подготовить, так называемые, «четыре миним» – четыре вида растений: лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветки мирты), аравот (ветки ивы), этрог (цитрусовый плод). Кроме всего прочего, праздник сопровождают особые молитвы и ритуальные действия. Спрашивается, зачем все это? Неужели лишь для того, чтобы отпраздновать сбор урожая или/и напомнить о скитаниях евреев после выхода из Египта, как говорят об этом многие комментаторы? Может быть, мы знаем не все…
15 - 23 тишрея 5778 Суккот (5 — 12 октября 2017)
Работать не принято 16 — 17 тишрея
Традиции
Суккот (Праздник кущей) – один из главных праздников еврейского народа. Праздник начинается 15 тишрея и длится семь дней. Все эти дни стараются проводить в специально выстроенном для этой цели шалаше (сукке). Там едят, пьют, изучают Тору, ночуют и принимают гостей.
Сукка должна стоять под открытым небом и у нее должно быть не менее 3 стен. Крыша (схах) должна создавать густую тень.
Важнейшая заповедь Суккота – «мицва четырех миним». Во время этой заповеди соединяют вместе четыре растения: лулав, этрог, адасим, аравот. Каждое растение символизирует различные свойства человека.

Лулав — а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом; б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на Суккот
Этрог (ивр. אתרוג ) — термин еврейского происхождения. Этрог — еврейское название плода цитрона.
Адасим - веточки мирта. הדסים. Адас - мирт, обладающий приятным запахом, но лишенный вкуса.
Арава (ветвь ивы) лишена как вкуса, так и запаха.
В чем состоит заповедь «арбаа миним»?
Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).
Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему.
Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?
Потому что каждый из них не похож на все остальные:
«плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулавберут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут;
«ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», араванесъедобна и не имеет запаха.
Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа:
есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу,
есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, подобные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют…
Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».
Седьмой день праздника называется Ошана-Раба. В этот день Всевышний судит весь мир, а не каждого человека в отдельности.
На восьмой день 22 тишрея наступает праздник, который называется Шмини Ацерет и Симхат Тора. Праздник посвящен окончанию годового цикла чтения Торы.
Внутренний смысл
Праздник, называемый «Суккот», призван помочь человечеству объединиться для ощущения совершенного духовного состояния и символизирует один из этапов на пути к такому состоянию.
Суккот – означает временное жилище. Если человек уже заслужил постоянное жилище и ему нечего больше делать, остается ему только выйти во временное жилище… как в то время, когда находился он в пути во дворец Творца и еще не дошел до постоянного дома.
Бааль Сулам. Шамати.
Подготовка к празднику Суккот начинается со строительства сукки – особого шалаша, главным элементом которого является кровля. Для ее изготовления используют отходы с гумна и виноградника.
Понятие «отходы» выражает наше пренебрежительное отношение к духовным, альтруистическим ценностям, полностью противоположным нашей эгоистической природе.
Построить сукку и накрыть ее кровлей – значит, поднять духовные ценности над эгоистическими и сделать их самыми важными в жизни. Постройка сукки – дело, непосильное для одиночки. Нужна помощь товарищей, окружения. Поэтому человек на пути к духовному обязан построить такое окружение.
Кровля олицетворяет «масах» – особую силу, которую получает человек для преодоления своих врожденных эгоистических качеств. С этого момента человек способен получать наслаждение от ощущения совершенного духовного состояния. Это соответствует нахождению человека в тени кровли.
Тень означает одеяние, в которое облачается свет. А без одеяния нет света, потому что нет света без «кли» (сосуда). И согласно величине одеяний раскрывается и умножается свет. А как только человек теряет одеяние, в той же мере исчезает из него и свет, относящийся к этому одеянию.
Бааль Сулам. Шамати.
В нашем эгоистическом желании есть четыре слоя, которые нам нужно исправить. Эгоизм – это то, что стоит между нами и мешает нам объединиться. А если мы можем сомкнуть все формы эгоизма вместе (взять в руки все четыре символа Суккота) и направить прямо к силе единства, это значит, что мы совершаем благословение «арба (четырех) миним».
Считается, что каждый вечер в шалаш по очереди приходят почетные гости: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид. Все эти гости олицетворяют света исправления на семи духовных ступенях.
Это и исторические персонажи и духовные состояния. Каждая из ступеней носит особый характер, и, только пройдя их, то есть, исправив себя в семи различных характерных состояниях, человек становится готовым к полному раскрытию духовного мира.

Заблуждение, что духовный мир – некий потусторонний мир.. На самом деле духовный мир – это мир, где правят отдача и любовь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Леонид Канторович в юности

ЮНОСТЬ МАТЕМАТИКА Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) Автор: А. ОБРАЗЦОВ, архитектор, лауреат Государственной премии СССР. Исто...