05.01.2018

Нетто ПШИК


Программа "Нетто Промышленность"

В четверг, 4 января, министр финансов Моше Кахлон и министр экономики Эли Коэн ("Кулану") представили программу развития промышленного сектора в Израиле под названием "Нетто Промышленность".
Ее цели - модернизировать производство, повысить объем производства и объем экспорта, а также создать качественные рабочие места. Программу будут реализовать совместно Минфин, Минэкономики и Ассоциация промышленников Израиля.

Она предусматривает значительный объем государственных инвестиций, которые пойдут на снижение регуляции в промышленности, подготовку квалифицированного персонала, разработку и приобретение новых технологий.
Так в ближайшие годы на реализацию программы будет выделено 1,15 миллиарда шекелей. В том числе, на снятие регуляторных барьеров государством - 100 миллионов шекелей, на исследования и разработки - 600 миллионов шекелей, на технологическое образование и обучение персонала государство - 360 миллионов шекелей.
По словам Кахлона, "Нетто Промышленность" придаст новый толчок к развитию промышленного сектора Израиля.
"Эта программа дополнит наши усилия в сфере строительства, снижения дороговизны жизни, повышения конкурентности рынка, решения жилищного кризиса и других, - отметил министр финансов Моше Кахлон. - Мы не перестаем искать пути для повышения производительности труда, экономического роста и продвижения экономики Израиля вперед".
В настоящее время в сфере промышленности в Израиле заняты 350 тысяч человек, что составляет 10% от общего числа работающих израильтян. Объем экспорта промышленных компаний достигает 181 миллиарда шекелей в год, 46% от общеизраильского, при этом 30% приходятся на международные компании.
Перед промышленным сектором стоят множество проблем: в Израиле открывается все меньше новых заводов. Наоборот, все больше предприятий предпочитают переводить производство за рубеж, в страны с более дешевой рабочей силой.
Несмотря на то, что климат на рынке труда в Израиле в настоящее время положительный, а доля безработных среди трудоспособного населения рекордно низка, в стране все еще ощущается нехватка квалифицированных инженеров, технологов и представителей других специальностей.
Предполагается, что программа "Нетто Промышленность" поддержит переход промышленности Израиля на более высокий уровень, простимулирует открытие новых современных компаний, и параллельно с этим она поможет обучить десятки тысяч квалифицированных сотрудников, которые смогут работать на современных производствах с высокой заработной платой.
Программа предусматривает значительные вложения в сферу исследований и разработок: речь идет и о перенимании опыта зарубежных компаний, и о поддержке израильских разработчиков, и о создании сети исследовательских институтов в Израиле, а также о поддержке малого и среднего бизнеса, стремящегося развивать новые направления в своей сфере.
Еще одним серьезным фактором, тормозящим развитие промышленности Израиля, является чрезмерная регуляция. По данным OECD, с 2007 по 2006 год Израиль опустился с 26 на 53 место в рейтинге легкости ведения бизнеса.
"Работа промышленного сектора окружена бесконечной регуляцией, в качестве примеров можно привести многочисленные инструкции по соблюдению правил противопожарной безопасности, бюрократию в сфере лицензирования малого и среднего бизнеса, сложности с получением разрешений на строительство и пристройки, по всем этим критериям мы очень отстаем от остального мира", - отметил на пресс-конференции гендиректор Минфина Шай Баабад.
-----------------------------
Менее 300 миллионов долларов на рост промышленности - это ПШИК

Предвыборная экономика

О преждевременной предвыборной экономике

Юрий Легков, ИСТОЧНИК
Трудно не обратить внимание на широкомасштабную рекламную кампанию Моше Кахлона. Рекламные щиты на трассах и перекрестках, ролики в интернете и в прайм-тайм на центральных каналах ИТВ, реклама в социальных сетях и прочее. Все с размахом и совсем не бюджетно. Очень не бюджетно, все как на реальных выборах. Кахлон хочет быть готов. Не надо быть гениальным политическим обозревателем, чтобы понять, что глава партии Кулану уже давно потерял роль «ответственного взрослого», который решает судьбу коалиции, а значит он, как и все остальные политики, в любую минуту должен быть готов к выборам.
Специалисты в области рекламы говорят, что сольная предвыборная кампания является блестящей задумкой. Возможно Кахлона, возможно кого-то из его приближенных (Кахлон является одним из тех политиков, у которых число приближенных порой превышает число избирателей), но так или иначе эта акция доказала себя: последние исследования наконец-то вернули партию Кулану к 9-10 мандатам вместо обидных 6. Так что может быть рекламные щиты с «нетто Кахлон» и являются гениальным рекламным шагом, но в моем понимании они являются именно той границей, которая разделяет между министром финансов, ставящем экономику страны и благосостояние ее граждан во главу угла, и политиком, который использует должность министра финансов для усиления своих политических позиций.
Раньше было принято, что предвыборная экономика начинается перед выборами. В конце года, в рамках бюджета, все пытаются перетянуть лоскутное и скромное одеяло бюджета в свою сторону, а когда дело доходит до выборов, то приличия отбрасываются и одеяло начинают рвать. Как отличить предвыборную экономику? Достаточно просто: когда кому-то дают, кому-то не дают, но ни у кого не забирают, а значит деньги берут откуда можно и откуда нельзя. Нынешний министр финансов реализовал гениальную программу: предвыборная экономика задолго до выборов. Причем основные плюшки своему электорату, очень удачно разочарованному прошлым министром финансов: молодым работающим семьям, которые требуют повторения успеха реформы в сфере мобильной связи. Лозунг оставили тот же, которым пользовался прошлый министр: «Не допустим, чтобы люди, которые служат и работают, уехали за границу из-за дороговизны жизни».
Тут стоит сделать отступление и отметить, что пока Моше Кахлон полагал, что он контролирует политическую ситуацию и у него есть время до 2019 года, он не торопился. Потихоньку толкали «Цена для новосела», бедных пенсионеров до черты бедности подтаскивали, но потом все резко изменилось: в Кулану поняли, что надо торопиться. Кахлон начал борьбу с Банком Израиля за внесение изменений в статистику рынка недвижимости, резко взвинтил темпы в «Цене для новосела» и объявил о «Семье нетто». Что касается «Цены для новосела», то чтобы субсидировать для 85 тысяч молодых семей льготу в 200 тысяч, государству надо отказаться от налогов на сумму в 17 миллиардов шекелей. При этом никто не представил альтернативный источник налоговых поступлений. Сказать, что в казне есть деньги и надо помочь молодым, это просто громогласно заявить: «Это мой электорат, я им буду помогать». В стране с огромным социальным разрывом, убогой общественной медициной и хромающей системой просвещения, маленькими пособиями и нищими стариками и инвалидами есть на что потратить деньги из казны, кроме как субсидировать жилье молодым. От которых не требуется ничего, даже служба в армии. Достаточно того, что они электорат. С «Семьей нетто», которую министр финансов буквально вытащил из рукава, было еще сложнее: на нее денег не было. Вообще. Поэтому появилась гениальная идея забрать ту «подушку», которая должна не позволить образоваться дырке в бюджете и о которой столько было сказано при сравнении нынешнего двухгодичного бюджета и бюджета Штайница. Но даже и в этом случае можно наскрести деньги только до конца 2018 года, а потом придется искать еще почти 2 миллиарда в год, которых нет. Если это не предвыборная экономика, то что тогда да? И обратите внимание, все это время ни у кого ничего не забирают: когда выяснилось, что для решения конфликта в портах нужно найти 2,5 миллиарда шекелей, то и их нашли. Просто чудо. Хотя, не то, чтобы совсем ни у кого не забирают. У гражданских министерств срезали 1,2 миллиарда шекелей, но это между делом. Армию не трогали, там сидит злой министр, который своих в обиду не дает. Своих — это военных, армейскую закалку не пропьешь. Опять же к слову, наконец-то человек оказался на своем месте, а то все репатрианты с их проблемами.
Так что, друзья мои, мы глубоко в предвыборной экономике, а удовольствие это, как известно, дорогое и за него потом расплачивается вся страна. В этой ситуации вся надежда на то, что выборы состоятся как можно скорее.
P.S. Считайте, что это я злюсь, потому что мне от Кахлона ничего не перепало. Все те, кто получил в этом месяце тысячи шекелей и благодарит партию Кулану, имейте в виду, что у партии нет своих денег. И у министра финансов нет и, более того, и у государства тоже нет своих денег. А есть у государства наши с вами налоговые поступления, которые перераспределяет глава партии Кулану. Кому-то да, кому-то нет. Инвалидам, к примеру, нет.

Черта бедности


Отчет о бедности:
может быть только хуже

Правительства умудрились не сделать ничего для
снижения уровня бедности в хорошие для экономики годы,
поэтому можно смело ожидать, что во время
экономического кризиса количество бедных резко
возрастет.
Юрий Легков | 8.12.2017|
Источник
Публикация ежегодного отчета о бедности давно стала своеобразным ритуалом, во время которого каждая сторона исполняет свой обряд: правительство ищет положительные данные, оппозиция проверяет где стало хуже, СМИ выжимают заголовки. Море цифр, аналитики, пояснений, но если вдуматься, то ясно только одно — уже в течение длительного промежутка времени правительство пустило ситуацию на самотек, время от времени отыскивая пути улучшить статистику, чтобы громогласно заявить об успехах на этом фронте.
Министр финансов Моше Кахлон, претендующий на роль одного из наиболее социальных министров, открыл преимущества помощи бедным пенсионерам. Во-первых, не требуется много денег, чтобы подтянуть пару без детей до черты бедности. Для пары в 2015 году черта бедности проходила на уровне 5.053 шекелей, для одиночек — 3.158 шекелей (в 2016 году, по следам роста уровня жизни в Израиле на 3,8%, черта бедности поднялась с 3.158 шекелей до 3.260 шекелей на одиночку, для пары — с 5.053 шекелей до 5.216 шекелей). Во-вторых, нуждающихся пожилых людей (получающих пособие по обеспечению прожиточного минимума) всего около 200 тысяч. И, в-третьих, прекрасный пиар. Повышение пособий по обеспечению прожиточного минимума в конце 2015 года привело к тому, что среди пожилых людей уровень бедности снизился между 2015 и 2016 годами — со 171.500 до 166.900 (с 18,2% до 16,9%), что является наиболее низким показателем за последние 5 лет. Чем не достижение?
Но действительно ли стало на 4.000 меньше бедных пожилых людей? Неизвестно. Если пожилая пара получила надбавку в несколько сот шекелей, но продолжает отдавать половину своего дохода за аренду жилья, то трудно сказать, что их вытащили из бедности. Среди репатриантов из бывшего СССР почти половина проживает на съемном жилье и понятно, что в основном это пожилые люди. Из бедности их может вытащить только социальное жилье, которого нет и не будет, а несколько сот шекелей улучшают статистику для министра финансов, но не поднимают уровень жизни.
В отчете за 2016 год, как водится, можно отыскать некие положительные тенденции снижения уровня бедности, но они никак не коснулась тех, кто работает и, по идее, не должен находиться за чертой бедности. Уровень бедности среди семей, во главе которых стоит наемный работник или независимый предприниматель, продолжил расти в 2016 году — по данным Института национального страхования, уровень бедности среди семей с одним кормильцем вырос с 25,9% в 2015 году до 27% в 2016 году. Уровень бедности среди семей с двумя кормильцами снизился с 5,6% до 5,3%, но, вместе с этим, в 2011 году только 4,6% семей с двумя кормильцами находились за чертой бедности, а в 2010 году — всего 2% семей с двумя кормильцами считались бедными.
Другими словами, наличие работы не является гарантией от бедности, что достаточно тревожно для экономики, которая очень близка к уровню полной занятости. Согласно данным Института национального страхования за 2015 год, треть наемных работников в Израиле зарабатывали зарплату, не превышающую минимальную. Несложный подсчет показывает, что пара с ребенком, чтобы не считаться бедной, должна зарабатывать в месяц не менее 6.900 шекелей, пара с двумя детьми должна зарабатывать не менее 10.000 шекелей в месяц. Другими словами, если в семье двое детей и два кормильца, зарабатывающих минимальную заработную плату, то после повышения размера минимума в последние годы они балансируют на черте бедности. Рождение третьего ребенка неминуемо превращает семью в бедную. Семье с шестью детьми необходимо зарабатывать не менее 11 тысяч шекелей, наверное, именно поэтому почти 64% семей с пятью и более детьми находились в 2016 году за чертой бедности по сравнению с 17,5% семей с не более чем тремя детьми. Сложилась ситуация, при которой правительство всячески поощряет выход на работу, но рынок труда не готов платить много неквалифицированным кадрам, и круг замыкается: если работа не спасает от бедности, то зачем работать?
Не принесли успеха и попытки правительства подтолкнуть на рынок труда матерей одиночек. Очевидно, что одной работой без субсидированной или бесплатной системы просвещения и социального жилья нельзя поднять матерей одиночек над чертой бедности. Более того, их положение заметно ухудшилось — уровень бедности среди неполных семей вырос с 21,7% в 2015 году до 26,1% в 2016 году. Как заявляют в Битуах Леуми, матерям одиночкам чрезвычайно тяжело не скатиться в бедность ввиду разрыва в зарплатах между мужчинами и женщинами, неполной занятости (в основном не по желанию, а за неимением выбора), низких пособий и низкого отрицательного налога.
Можно было бы продолжать анализировать, искать, но это не имеет смысла, так как у правительства нет самого элементарного — реальной и разработанной программы по борьбе с бедностью. Есть стремление приблизиться к показателям стран OECD, но между тем рекомендации комиссий Трахтенберга и Алалуфа так и остались рекомендациями (Трахтенберг уже покинул Кнессет, а Алалуф, являющийся депутатом от партии Кахлона, глубоко разочарован и постоянно заявляет, что это его последняя каденция в Кнессете).

В стране 1.8 миллиона людей, находящихся за чертой бедности. Правительства умудрились не сделать ничего для снижения уровня бедности в хорошие для экономики годы, поэтому можно смело ожидать, что во время экономического кризиса количество бедных резко возрастет.

Леонид Канторович в юности

ЮНОСТЬ МАТЕМАТИКА Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) Автор: А. ОБРАЗЦОВ, архитектор, лауреат Государственной премии СССР. Исто...