18.09.2017

Глобальный кризис элитаризма



Сергей Дацюк. статья

Глобальный кризис элитаризма

Мир переживает серьезный кризис элитаризма, и не первый раз. Этот кризис сопровождает человечество практически во все тяжелые времена.
Это означает потерю общего доверия к правящим классам в большинстве стран мира и отказ им в праве считаться элитой. Потеря общего доверия включает потерю доверия к этической ориентации правящих классов (они перестают вообще быть благородными и становятся ориентированными исключительно на себя), потерю доверия к мотивациям правящих классов (они занимаются чрезмерным обогащением и не занимаются развитием цивилизации как таковой), потерю доверия к функциональной способности правящих классов (неэффективное государственное управление, отказ от выработки новых смыслов и перспектив).
Кризис элитаризма сначала проявился в бывших странах СССР, затем в Европе, затем в Китае. Теперь кризис элитаризма уже распространился и на США.

В разных странах этот кризис элитаризма связан с различными традициями и структурой существования элиты.
В России элитаризм поддерживался интеллигенцией, которая служила противовесом, ориентированным на имперские и корпоративные мотивации политиков и бизнесменов. И разрушение именно этого слоя фактически разрушило элиту, потому что сами по себе политики и бизнесмены в России не умеют ничего другого, чем прибегать к архаизации.
В Европе элитаризм поддерживался традицией живой философии интеллектуалов. Потеря живой философии и одновременно замещения ее глобальным постмодернизмом привели к искажению мышления политических классов, и вместе с бизнес-классами они образовали беспомощные европейские правящие классы.
В Китае цивилизационное мышление элиты не смогло сопротивляться процессам глобализации. Очередная модернизация жизни привела к вырождению политической элиты, а новая бизнес-элита коррумпирует государство. Отсутствие устоявшихся традиций (интеллигенции, как в России, или философии, как в Европе) создала очень угрожающую ситуацию для перспектив Китая, которую без революции не преодолеть. В то же время революция в этих условиях не может быть быстрой и успешной, потому что отсутствие традиций интеллектуализма на фоне массовой потребительской модернизации может привести к большой гражданской войне.
Именно такая же ситуация сегодня возникла и в США. Как ни странно, США в этом плане очень похожи на Китай. Несмотря на серьезные различия структуры интеллектуалов в Китае и США - США имеют самодостаточную и передовую технократическую элиту, а Китай вторичную и догоняющую технократическую элиту, их гуманитарные элиты слишком слабы. Архаизация гуманитаристики в Китае играет с этой страной злую шутку. Единственная надежда на тысячелетнюю традицию великих революций, которую Китай знал в прошлом, может как-то помочь китайской цивилизации.
США при полном отсутствии философии, как в Европе, отсутствии интеллигенции, как в России, отсутствии революционных традиций, как в Китае, не могут полагаться исключительно на свою технократическую или юридическую элиту. Ни технократы, ни юристы США здесь не помогут, потому что ситуация вне их компетенции. А это значит, что гражданская война в США очень возможна. Причем конституционный кризис, который непременно возникнет в результате такой внутренней войны, не сможет завершиться быстро, поскольку даже европейские знатоки философии не смогут здесь чем-то помочь без живой философии.
Единицы людей в мире вообще понимают, что происходит. Причем особенность этих людей в том, что их даже невозможно распознать. Иначе говоря, чтобы знать, где искать таких пророков по всему миру через Google, нужно знать ключевые слова, по которым их искать. А вот сами ключевые слова в принципе невозможно знать, если хотя бы немного не представлять гуманитарные перспективы мира. Иначе говоря, технократы Маск, Курцвейл или Хокинг в принципе не смогут помочь узнать эти ключевые слова. И даже американские социальные теоретики, занимающиеся чем угодно, кроме цивилизационной антропологии, не смогут здесь ничем помочь - они на знают ключевых слов для Google, чтобы найти через знания пророков причины кризиса элитаризма и иметь возможность с ними поработать теоретически.
Правда в самих США есть маргинальные гуманитарные теории с положительной перспективой, но именно эти теории не будут в центре внимания в ситуации, когда массы диктуют будущее.
На выборах в США социология победила политологию. С точки зрения гуманитарных представлений, выборы в США это именно победа социологического объектного знания над политологическим теоретическим знанием. Иначе говоря, социологический объект показал средний палец политической теории.
Такие ситуации элита, прежде всего интеллектуальная, решать пока не умеет, потому что работают классические и известные из истории способы решения.
Политическое программирование не сработает, потому что гуманитарные исследования не готовы не только на уровне основного списка вопросов - американской элите неизвестна даже и теоретическая дисциплина, в которой возможно ставить проблемные вопросы.
Проблема в том, что элита США привыкла все решать через политику. А здесь она встретилась с кризисом, который политически решить невозможно.
Именно этим ситуация в США похожа на ситуацию в Украине, где тоже политическими средствами ничего решить невозможно.
Мне кажется, что общество Украины пока оказалось гораздо продвинутей американского общества и русского общества.
Просвещение гуманитарной перспективой (а не технологической или технократической), и смысловое управление в течение длительного времени - единственные способы выйти из кризиса элитаризма.
Это невозможно сделать из-за политики. Это невозможно сделать из-за гражданской войны. Ибо политические изменения или физическая элитная люстрация не доходят до глубины проблемы - не меняют мышление общества, не меняют способы генерирования общественного мнения.
Конечно первое, что просится в повестку дня - это пропаганда и цензура. И это обязательно попытаются сделать в США, несмотря на неприятный опыт России и Китая. Но это тупик, это не даст решения проблемы, и он имеет не политический или государственный, а цивилизационный уровень.
Общественное мнение начинает формироваться совсем в других местах. Генераторы смыслов от общества выигрывают у генераторов смыслов, созданных государствами или крупными корпорациями.
Лидеры общественного мнения возникают в сети, вне государственного и корпоративного мейнстрима. И распознать их правящим классам невозможно, потому что оптика их умозрительности направлена ​​в другие места.
В этом кризисе элитаризма должно умереть лидерство телевидения как источник формирования общественного мнения.
В этом кризисе элитаризма должен умереть сам потребительский мир и самое страшное оружие потребительского мира - кровожадные списки журнала Форбс. Именно это оружие формировали алчные и волюнтаристские элиты мира.
В этом кризисе элитаризма должна умереть монополия государств на услуги безопасности и жизнеобеспечения.
В этом кризисе элитаризма должна умереть ООН как центр выработки решений для человечества.
Кризис элитаризма связана с процессом принципиального изменения кадрового состава элит мира, их мотиваций и этики, знаний и представлений, типологии смыслов и перспектив.
В этом кризисе национально-государственного элитаризма должна появиться новая элита - элита человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Леонид Канторович в юности

ЮНОСТЬ МАТЕМАТИКА Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) Автор: А. ОБРАЗЦОВ, архитектор, лауреат Государственной премии СССР. Исто...